Этнолагерь СВЕТЛИЦА

2017 год
Детский лагерь «СВЕТЛИЦА»
(Образовательная программа  «Светлица - хранительница культуры XIX века»)

 Основная идея  программы заключается в приобщении ребенка к нравственным ценностям посредством творческого погружения в  русскую культуру XIX века. Предполагает изучение русской культуры XIX века, в частности декоративно-прикладного творчества, литературы, театра, истории, музыки, историко-бытового танца. Участники лагеря  погружаются в эту эпоху, а для этого они становятся жителями русской губернии 19 века.  Территория лагеря «Русская губерния 19 века» - это мастерские княгини Светлицы, а все дети – жители этих губерний: Тобольская губерния и Томская губерния.

1 день: Задача искусства – волновать сердца. Гельвеций К.
27 марта 2017 начал распахнул свои двери лагерь "Светлица"






2 день: Чем выше культура, тем выше цениться труд. Вильгельм Рошер.






3 день: Все, что прекрасно, - нравственно. Гюстав Флобер.






4 день: Этика есть эстетика души. Пьер Реверди.


5 день: Добродетель сама себе награда. Овидий.







2016 год
Детский этнолагерь «СВЕТЛИЦА»
(Образовательная программа  «Город мастеров» детского этнолагеря с дневным пребыванием
 детей и подростков «Светлица» художественной направленности)

Территория лагеря «Город мастеров» - это мастерские княгини Светлицы, а все дети – подмастерья в этих мастерских: мастерская «Кружевница», мастерская «Народные умельцы», мастерская «Искусница», мастерская «Рукодельница». Отряды сформированы по направлениям деятельности: кружевоплетение, вышивка, ткачество и народные игрушки.
1 день: Умелец да рукодельник себе и людям радость приносит.
28 марта 2016 года 4 мастерских этнолагеря "Светлица" начали свою работу в Центре детского творчества. После завтрака и коллективного знакомства, все ребята могли поиграть в своих отрядах, поближе познакомиться и повеселиться. А после этого ребята всем лагерем дружно играли в игру "Семь Иванов, семь капитанов", где им предстояло пройти по станциям, задания на которых могла выполнить только дружная команда. 

После обеда, состоялось торжественное открытие "Города Мастеров".  На открытие пришла сама Светлица. Она поприветствовала ребят, вспомнила то, как они провели время год назад и пригласила всех в свой Город Мастеров в качестве подмастерьев. На открытии также приехал Глава Города Мастеров Черногалов Анатолий Владимирович. Он пожелал все подмастерьям поглубже узнать свою историю! 
Каждая мастерская представила свои визитки. Мастерская "Народные умельцы" пригласила всех на ярмарку! На этой ярмарке были представлены различные игрушки!
Мастерская "Кружевница" показала сценку, где девушки, гуляя по лесу, увидели паука на паутинке. Девушкам очень понравилось кружево паучка и они решили попробовать сделать такое же кружево и изобрели вязание! Их кружева очень понравились горожанам. Тогда и было решено открыть мастерскую "Кружевница"!!!
Мастерская "Искусница" показала сценку, в которой принц искал себе невесту. Для этого он решил притвориться бедняком и пошел стучать в избы. Только в одной избе его приняли. Хозяйка этого дома была простая девушка Настенька. Она пустила бедняка, но спать могла предложить только на полу. Но даже на дощатом полу спать принцу было удобно, потому что спал он на дорожках сотканных Настенькой. Принц влюбился в рукодельницу и взял ее в жены!!!
  

Последняя мастерская "Рукодельница" порадовала гостей песнями и стихами о ниточках и вышивании.

Все отряды молодцы! Праздник удался на славу! В добрый путь творчества, подмастерья! 

2 день: Не учись безделью, а учись рукоделию.
В этот день начали свою работу мастерские. У каждой своя тема. Ребята познакомились с историей своих направлений по следующим темам:«Плетеное кружево»; «Игрушки из дерева»; «Жаккардовое ткачество»; «Полукрест и крест». Прежде чем приступить к выполнению практической части работы мастерской, для ребят были проведены Русские народные игры.
После обеда ребята узнали как мы храним историю Они посетили Музей боевой славы (экскурсовод Большаков Ю.Р.), Музей леса (экскурсовод Титова Г.О. ), Музей русского быта (экскурсовод Кандыба С.С.) и библиотеку (зав.библиотекой Коржеманова Е.С.), где с ними провели экскурсии и рассказали об особенностях каждого из этих музеев.


3 день: Глаза бояться, а руки делают.
Сегодняшний день начался с мероприятия "Затейница", где ребята смогли продемонстрировать свои ловкость, силу и творчество.

А после работы в мастерской, где  ребята познакомились с темами:«Узелковое кружево»; «Игрушки из глины»; «Гладьевое ткачество»; «Счетная гладь и белая мелкая строчка»,  ребята ходили друг к другу в гости. Все мастерские встречали своих гостей с песнями, играми и угощениями.

4 день: Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит.
В этот день для ребят была проведена Игра-викторина по ПДД (педагог Ахмадеева С.Р.), где ребята смогли продемонстрировать свои знания о правилах дорожного движения.



После знакомства с знакомство с темами: «Вязаное кружево»; "Художественная роспись"; «Ручное ткачество»; «Тамбурная и цветная перевить», ребята отправились на интеллектуальную викторину "Бабушкин сундук". Здесь было много интересных вопросов о  народных традициях и ремеслах. А также сочиняли частушки.


Ребята узнали много нового и интересного о народном творчестве.

5 день: С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Последний день лагеря! Быстро пролетели дни. Пришло время прощаться. Все отряды подготовили интересные сценки о своих направлениях деятельности, которые показали на закрытии лагеря. Светлица пожелала всем удачи, творческого вдохновения и до встречи, наши подмастерья!


2015 год
Детский этнолагерь «СВЕТЛИЦА»
(Образовательная  программа  детского этнолагеря «СВЕТЛИЦА»
 Художественной  направленности)

1 день: Посиделки.


Сегодня 23 марта в Центре детского творчества по улице Спортивной было многолюдно. А дело все в том, что именно сегодня начал работу детский весенний этнолагерь Светлица.


По русской традиции ребят встречали хлебом-солью и пожеланием добра и здоровья!







В нашем лагере 4 отряда: кустари, травники, кудесники, рукодельники.
Расскажу, что это значит.
Кустари - обозначает искусник, художник. Это мелкие товаропроизводители, работающие на рынок (в отличие от ремесленников,работающих по заказу потребителей).
Травники - обозначает собиратели трав. Это люди, которые собирали травы и лечили других людей чаями, приготовленными из трав, а также маслами, мазями, настойками, экстрактами, припарками.
Кудесники - это "чудесник" (чудотворец). Кудесничество своими корнями уходит в славянство, черпает вдохновение и силу. Опирается на славянское мировоззрение, былины, сказы и предания этого народа.
Рукодельники - это тот, кто знает какое-либо ремесло, рукоделие ; умелец.
Все отряды живут по законам русской правды.



И уже сегодня мы могли убедиться в талантах ребят, ведь уже сегодня прошло открытие нашего лагеря. Ребята в первой половине дня познакомились, поиграли, подготовили свои визитки и посетили выездной музей русского быта, работники которого познакомили нас с историей русского платка.













А после обеда все собрались на открытие. Здесь были и песни, и знакомство с русскими народными музыкальными инструментами, и сценки по рукоделию. Всех ребят приветствовал директор Центра детского творчества  Анатолий Владимирович Черногалов. А напутственное слово сказала им боярыня Кандыба Светлана Степановна.



Ансамбль "Лада" и ее руководитель Финк Елена Анатольевна на протяжении всего выступления радовали ребят народными песнями и игрой на музыкальных инструментах.











Так все ребята смогли показать себя и подготовиться ко второму  не менее насыщенному дню нашей лагерной смены.


2 день: Не учись безделью, а учись рукоделью.

Каждый день наши отряды дружным строем отправляются в столовую, где их очень вкусно кормят завтраком и обедом.




В этот день проходили учения по пожарной безопасности и все ребята показали отличные знания о том, как вести себя в чрезвычайной ситуации.

Во второй день проходили мастер -классы по декупажу и вышивке лентами и бисером. С историей этих видов рукоделия вы можете ознакомиться ниже.
Мастер-классы проводили педагоги: Винник Е.А., Ишмуратова В.Б., Горчакова Т.В., Симон Н.В., Шман С.В.



2 отряда сегодня занимались декупажем. Они изготавливали ларцы для хранения своих рукодельных нужд. А остальные 2 отряда шили и вышивали подушечки думки.

          Несколько  полезных советов  при работе в технике вышивка лентами.

  • Для вышивки лентами подходят два вида игл: 
- толстые иглы с острым кончиком и широким ушком, в которое свободно проходит лента;
 - трикотажные или гобеленовые иглы - толстые, с тупым носиком и широким ушком.
  • Не забудьте, что все концы на изнаночной стороне должны быть тщательно закреплены.
  • Вышивку лентами не гладят.
  • При введении иглы в материал не допускайте прокалывания нитей ткани, поскольку через скрученную пряжу лента проходит туго, поэтому может разорвать волокна. 
  • Старайтесь не захватывать иглой концы лент с изнанки ткани-основы, поскольку двойной слой материала сложнее проколоть иглой, а тем более протянуть рабочую ленту через образовавшийся небольшой прокол.
  •  При выполнении ленточных стежков, жгутов и плетенок следите за тем, чтобы атласные ленты располагались лицевой стороной кверху. Дело в том, что у таких лент лицевая сторона блестящая, а изнаночная матовая.
  • Выполняя перекрученные стежки (жгуты), закрепляйте их на ткани-основе потайными ниточными стежками в начале и конце жгута, в противном случае витки начнут перемещаться на изнанку и постепенно распускаться.
  • Никогда не используйте для вышивки помятые ленты, поскольку заломы отрицательно сказываются на фактуре узора. Поэтому, прежде чем приступить к вышиванию, отутюжьте ленты с увлажнением.


















            Несколько  полезных советов  при работе в технике декупаж.
  • Вам понадобятся: грунт: водоэмульсионка/акриловая интерьерная краска/шпатлевка. салфетки с рисунком, Вода; Клей ПВА, кисть колер, губка
Ход работы:
  • Вырежьте элементы рисунков из салфетки, оставьте только слой с рисунком, белые слои нужно отсоединить.
  •  Чтобы сделать декупаж картонной коробки - очистите поверхность коробки от лишних элементов, покрасьте в белый цвет более удобным из вышеперечисленных материалов,дайте высохнуть,если цвет получился недостаточно плотным нанесите ещё один слой и дайте просохнуть. 
  • Приклеивайте элементы из салфеток к коробке с помощью кисти и пва, очень аккуратно, чтобы не было пузырьков и салфетка не рвалась. 
  • Дайте просохнуть.
  •  С помощью рубке и кодера затонируйте пустые белые места по своему вкусу. 
  • После высыхания по желанию можно покрыть лаком.

А во второй половине дня ребята посетили детскую библиотеку №3.






















3 день: Былое и думка.


Сегодняшний день был очень насыщенным. Сегодня отряды поменялись местами на мастер-классах. А также сделали жаворонков из соленого теста, о которых им рассказала Финк Елена Анатольевна.
А во второй половине дня состоялось мероприятие "В гости к самовару".




А наш организатор - Оксана Сергеевна придумала много игр связанных  чаем. А по окончании мероприятия в отрядах состоялось чаепитие.

















4 день: Глаза бояться, а руки делают.

Новый день и новые мастер-классы. Сегодня ребята научились плести красивые браслетики из бисера, а также сделали себе брелочки в интереснейшей технике сухое валяние, которая называется фильцевание.



















Несколько  полезных советов  при работе в технике фильцевания.

  • Перед началом работы необходимо подготовить шерсть,  распушить её как следует.
  • Выложить на высокую поролоновую губку, которая служит в качестве подложки.
  • При помощи специальной формы задать контурные очертания будущего изделия.
  • Сваливая  шерсть,  иглу держим строго вертикально, чтобы избежать поломки.
  • Изделие по переменно проваливаем то с одной, то с другой стороны несколько раз.


А еще ребята сегодня научились плести косы с лентами.





Красота!!!!

5 день: Вся семья вместе, так и душа на месте.


В этот день ребята посетили музей русского быта, который был открыт в 2003 г. Усадьба музейного комплекса расположена на берегу реки Обь и включает в себя все основные постройки, некогда присутствовавшие у крестьян, живших в Сибири: амбары для хранения продуктов и зерна, стайки для животных с сеновалом, баня, завозня, и другие постройки. Благодаря этой экскурсии ребята узнали много нового о жизни крестьян Югорской земли.







По возвращению из музея ребята посетили мастер-класс по изготовлению народной куклы "Птичка", по такой схеме:




Схема изготовления куклы Птичка
Рис. 1. Взять квадратный лоскуток ткани размером 7-9 см. Сложить его по диагонали, получится треугольник.
Рис. 2-5. Положить его острым углом вниз, а края сложить внутрь (к себе), получится квадрат. Еще раз сложить края внутрь.
Рис. 6. И теперь согнуть пополам - у нас получился узкий треугольник, похожий на самолётик, который складываем из бумаги. После берём нить и перематываем двумя витками острый конец - это носик птички. Закрепляем и обрываем нить.
Рис. 7. Расправляем ткань, полностью разворачивая её. Приподнимаем край и вкладываем внутрь кусочек ветоши, с горошинку, формируя голову птички. Опять обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем.
Рис. 8. Теперь распрямляем уголки ткани наружу - получается голова птички и расправленные крылья. Снова отгибаем край ткани и вкладываем внутрь шарик ветоши с горошек (или чуть больше). Получается тело птички.
Рис.9-10. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту, обводим хвостик и с другой стороны проходим к шее, и возвращаемся к хвосту, получается крест на спине птички. После проходим нитью, стягивая каждое крыло. Для этого продолжаем всё той же нитью, ведём от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлёй на хвосте.

После чего состоялось закрытие лагерной смены.
И рукодельничали вы, и кудесничали, шили, вязали, в игры-забавы играли, косы заплетали да что там говорить, давайте лучше посмотрим…












Даже наше народное деревце в гости на праздник пожаловало! Да такое украшенное разноцветными ленточками, в которых вы, ребята, загадали свои желания. Мы всем желаем вам, чтобы ваши мечты и заветные желания обязательно сбылись!



А наше житие в стране княгини Светлицы, как не грустно завершилось.


Ну, вот и все мои славные жители, мой любезный народ! Думаю, что в памяти вашей навсегда останется мое княжество и то веселое, озорное, чудное время, что мы провели здесь!
Так провожала ребят княгиня Светлица. Но мы попрощались не на всегда. Мы попрощались до новых встреч. И они обязательно еще будут.

1 комментарий: